12:53

Читаю воспоминания балерин о том, как жил театр во время блокады. Это.. жесть. Я бы не смогла, вот не смогла бы!
«Захваченные общим подъемом, мы работаем с большим рвением. Приносить пользу, служить защитникам нашим и подвижникам-ленинградцам стало самой насущной моральной потребностью. Еще мало сил, не хватает дыхания, темнеет в глазах. Иногда не удается закончить танец, теряю сознание, но в таких случаях наши зрители выказывают большое сочувствие и теплоту».
В обморок! На сцене! Я ною, когда на работу вставать рано, а они танцевали, истощенные, замерзающие!!!

«Давали спектакль в сукнах: декорации не подвезли из-за длительных обстрелов. А люди пришли. Большой зрительный зал был переполнен.

Во время второго действия начался артиллерийский обстрел района. В музыку Чайковского врывался вой и свист снарядов, близкие взрывы. Под куполом театра покачивалась массивная люстра, в паузах тихо звенели подвески.

«Что день грядущий мне готовит?..» – пел я, и в это время снаряд лег где-то у самого театра.

Стены тряхнуло. Жалобно и быстро заговорили подвески на люстре.

«...Паду ли я, стрелой пронзенный, иль мимо пролетит она?..» – продолжал я и украдкой посмотрел в зал.

Там никто не дрогнул, не выказал испуга. Худенькая девочка-подросток в сером платке, что сидела у прохода второго ряда, плотнее запахнулась в пальто, спокойная и внимательная.

Что это? Презрение к смерти? Вызов врагу? Или образы Пушкина и Чайковского оказались сильнее снарядов, несших гибель?..»


Я бы неслась впереди собственного визга, а он пел!!!

Комментарии
21.06.2020 в 18:34

А зрители сидели и слушали, никто не разбежался.
21.06.2020 в 19:25

сионист-арбузер
с одной стороны, человек ко всему привыкает, и к обстрелам, и к тяжелым условиям жизни. с другой, очень важная штука - душевный подъем, и когда ты артист, и когда ты зритель, это очень помогает в моральном плане, не даром и на фронт посылали все время творческие бригады боевой дух понимать.
и я думаю, что живи мы тогда, тоже бы привыкли.